kate_goria (kate_goria) wrote,
kate_goria
kate_goria

Categories:

Фленово или застывшая сказка под Смоленском

Готовясь к поездке в Смоленск, я даже не представляла, что я смогу там увидеть. Я ехала в незнакомый мне город , о котором конечно читала книги по культуре и истории. Но одно дело читать, а другое дело,  доверившись сведущим местным жителям, посмотреть собственными глазами. А потом искать информацию все в тех же книжках и интернете . И честно говоря я завидую жителям Смоленска, которые могут видеть всю эту красоту, могут легко добраться в сказочный мир Талашкина и Фленова, погулять по некогда удивительной и наверно выдающейся в своем роде усадьбе Тенишевых. Для меня эта небольшая поездка в пригород Смоленска стала своего рода откровением.



Итак, немного фактов из истории и из жизни удивительной хозяйки Талашкина и Фленово Марии Тенишевой





Мария Тенишева (1858-1928) - незаконнорожденная дочь некоей дворянки Пятковской, бесприданница, но красавица и умница. Счастье нашла во втором браке. Супруг – князь Вячеслав Николаевич Тенишев, крупнейший российский (авто)промышленник, а также музыкант, этнограф, археолог-любитель. Современники считали брак неравным , но для Тенешевых это был удивительный союз – он ей дал княжеский титул, любовь, и финансовую поддержку всех её проектов, она – подарила ему жизнь, причудливо раскрашенную её богатыми фантазиями.

Село Талашкино (18км от Смоленска) Тенишева купила у подруги детства княгини Святополк-Четвертинской в 1893г.
Фленово (4км от Талашкино) – село по соседству приобрела позже, через год. (Сейчас музейный комплекс «Теремок» расположен в Фленово, а Талашкино, где когда-то тоже были уникальные постройки и сама господская усадьба – разорено подчистую).




У княгини Тенишевой было всё – красота, таланты, деньги. Она могла спустить их на массу приятных светских причуд и безделушек. Но она сильно отличалась от многих барышень своего времени: открывала начальные школы «для народа», ремесленные училища, бесплатные молодёжные студии живописи, устраивала художественные выставки, давала деньги на выпуск журнала «Мир искусства» и археологические раскопки, создала уникальный музей русских старинных вещей, помогала художникам и музыкантам. Неслучайно на княгиню обрушивался шквал критики. Говорили, что «она завидовала лаврам Третьякова и Мамонтова и просто скопировала Абрамцево», а её «попытки и начинания в России объяснялись исключительно фантазёрством, честолюбием, капризами избалованной женщины» .


Сейчас территория музейного комплекса не сказать, чтобы большая. Туристам показывают четыре «объекта» - Главную усадьбу с колоннами, бывшее здание Школы,  Домик – «Теремок», церковь Святого Духа.






Теремок создан по проекту Сергея Малютина (1902) . Здание поражает резьбой по дереву - фантастически воздушная, узорная, смысловая. На главном фасаде располагается самое богато украшенное окошко. Стиль – русский модерн. В центре – Жар-птица с хохолком. Над Птицей – Солнце, по бокам – Коньки, и всё в обрамлении сказочных узоров – вьющихся цветов, волн, и прочих завитушек. А какие чешуйчатые зелёные Змеи-Горынычи поддерживают бревенчатый сруб. Под навесом крыши – Месяцы. Можно обойти Теремок сзади – там посмотреть на другое окошко. Здесь уже «плывёт» Лебедь, над ним Солнце, Звёзды, Месяц, и узоры-узоры-узоры.

























Рядом с домиком выставлены Двери – с такими же богатыми резными узорами, скорее всего от ворот.












В подобном стиле было оформлено всё Фленово – все постройки, мостики, столбики оград, ворота. Но это осталось только на архивных и музейных фотографиях.


Малютин возглавлял Художественные мастерские, учил  талантливых детей, и вырезал массу интересных  вещей - столы, диваны, кресла, стулья, скамьи, сани, сундуки, ларцы, игрушки. Кстати сказать, Сергей Малютин придумал Матрёшку!

Также он архитектор церкви Святого Духа (1903-1908), которую расписывал уже Рерих. Церковь находится справа от Теремка.
Церковь строилась еще и как будущая усыпальница Вячеслав Николаевич Тенишева. Церковь  удивительна. Она   стоит на макушке заросшего лесом холма и очень необычна. Прежде всего, своей формой – она больше фантазийная, чем православная.




В советское время церковь странным образом использовалась как овощехранилище. А сейчас еще решили подновить или обновить. Мы застали ее всю в лесах и кучах стройматериала.






Но даже в таком виде она производит удивительное впечатление. Удивительные линии, контуры, силуэты и детели: тонкая беззащитная шейка с тяжёлой на вид тёмной маковкой и тонким золотым крестом; сердцевидные линии кокошников, нависающих друг над другом тремя ярусами и Мозаика на фасаде главного входа. Она называется «Спас Нерукотворный». Напомню еще раз, что церковь была расписана Николаем Рерихом. Правда, рассмотреть роспись во всех детелях мешают леса.









Если обойти домик «Теремок» справа – то там располагаются Главная (Господская) усадьба и бывшая Школа.








Школа закрыта для туристов, а в усадьбе находятся касса и две выставки. Посмотреть на них можно, но не обязательно – очень скромная экспозиция. А ведь княгиня Тенишева собрала уникальное собрание предметов русской старины (подарила Смоленску) и акварелей русских художников (передала в Русский музей). Редчайшие, ценные  образцы русского народного искусства экспонировались в смоленском музее «Русская старина», открытом на деньги княгини. Она не просто подарила предметы, она подарила музей Смоленску (1911 год), но в 1941 музейные ценности достались немцам. Под них был выделен товарный вагон, который забили изделиями из драгметаллов, картинами, скульптурами, старинным оружием, а «ненужное старьё» оставили. И немцы получили уникальную бесценную коллекцию Тенишевой даром.

За год  до революции княгиня защитила диссертацию в Московском археологическом институте на редкую тему эмали и инкрустациях (в «Теремке» над дверью есть её эмалевый портал «Святой Георгий», а также искусно вышитая по её эскизу икона «Архангел Михаил» и другие её работы). Это умение и талант пригодились ей в дальнейшей жизни. После 1917 Тенишева эмигрирует в Париж, вернее в маленький городок под столицей.  Мадам Русская Княгиня и здесь находит применение своему дару творить - становится ювелиром, специалистом по изделиям, инкрустированным выемчатой эмалью. В 1928 году княгини не стало.

После революции в усадьбе стали творится дикие для нас, но обычные для того времени вещи. Фленово разграбили, а из усыпальницы церкви Святого духа, прежде чем устроить там овощехранилище, выкинули князя Тенишева. Говорят, что какие-то крестьяне всё-таки тайно его перезахоронили, в березовой роще. Где точно? Только невырубленные березы и знают. А около церкви стоит символический крест в память о хозяине этих земель, благодетеле и муже княгини Тенишевой.







</lj-like>
Tags: Смоленск, Фленово, Фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • У дома, где произошла трагедия

    Оригинал взят у nasedkin в У дома, где произошла трагедия Сегодня с самого утра москвичи, потрясённые вчерашним происшествием, несут…

  • Мир интересностей

    Как-то зашли мы со знакомой на новогоднюю ярмарку, искали подарки и поразились неинтересными и дорогими безделушками. Подруга сказала, что если…

  • Новояз

    Богатейший русский язык. Сейчас покупала автодетальку. Из недр магазинчика донеслось: " Ну вы тут писец как Нахачапурили !" Красота !!!!! Еле…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • У дома, где произошла трагедия

    Оригинал взят у nasedkin в У дома, где произошла трагедия Сегодня с самого утра москвичи, потрясённые вчерашним происшествием, несут…

  • Мир интересностей

    Как-то зашли мы со знакомой на новогоднюю ярмарку, искали подарки и поразились неинтересными и дорогими безделушками. Подруга сказала, что если…

  • Новояз

    Богатейший русский язык. Сейчас покупала автодетальку. Из недр магазинчика донеслось: " Ну вы тут писец как Нахачапурили !" Красота !!!!! Еле…